Знаки международной кодовой таблицы символов их изготовления. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия

В настоящее время существует немало специальных технических средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС—САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широкое распространение получили различные пиротехнические сигнальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ракеты.

Однако в ситуации вынужденного автономного существования вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому мы рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые пространства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Следует не забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 152). Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета.

Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

Способы оборудования сигнальных костров показаны на рис. 153.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии (рис. 154). Этот вариант можно использовать в случае, если у потерпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют.

В крайнем случае можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые действия или имеются свободные люди. У каждого костра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. Следует помнить, что готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них надо расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры.

На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо расположить на настилах из бревен (рис. 155).

Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками (рис. 156).

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. При этом они видны на расстоянии до 80 км. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хороший эффект для обнаружения местоположения дает использование сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, с расстояния 20 — 25 км.

Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из металлической пластины, отполировав ее с двух сторон. Дальность обнаружения сигнала будет зависеть от степени полировки поверхностей. В центре пластины надо сделать отверстие диаметром 5 — 7 мм. Через отверстие пластины надо наблюдать за появившимся самолетом (рис. 157).

После этого, не теряя из виду объект, следует поворачивать зеркало к солнцу. Найдя появившийся на лице или одежде солнечный луч (световой блик), надо, поворачивая зеркало, совместить отражение его на обратной стороне зеркала с отверстием. В положении, когда отраженный солнечный блик совместится с отверстием зеркала, световой сигнал направлен на самолет. Подача сигналов таким образом — занятие сложное и требует предварительной тренировки. Даже не видя и не слыша самолета, можно периодически пробегать световым «зайчиком» вдоль линии горизонта.

В качестве отражающей поверхности можно использовать имеющиеся под рукой отражающие материалы — жесть, металличе-

скую фольгу (в том числе и обертку от шоколада), обычное карманное зеркало. Если у пострадавших имеется достаточный запас фольги, то ее куски можно развесить на ветках дерева. Отражая солнечные лучи под разными углами, они будут издалека привлекать внимание спасателей. С этой же целью можно разложить куски фольги по склону холма. Фольгу перед этим надо слегка помять, создавая множество отражающих плоскостей, расположенных под разными углами.

Спасателями разработана и используется Международная кодовая таблица (рис. 158).

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадавших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его (перевернутый) рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником. Примеры оборудования знаков приведены на рис. 159.

При значительном снижении самолета можно подать знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации (рис. 160).

Ответы с воздушного судна могут быть следующими (рис. 161): Вас вижу — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

Идите в указанном направлении — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

Вас понял — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение

посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

Вас не понял — полет «змейкой» или две красных ракеты.

Обозначьте направление посадки и место приземления — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы (рис. 162). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь.

При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором пострадавшие ушли. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Знаки международной аварийной сигнализации

(используются для подачи сигналов с земли воздушным судам)

Кодовая таблица. Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман cпособ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица . Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

"Нужен врач"

"Нужны медикаменты" .

"Неспособны двигаться"

"Нужны пища и вода"

"Требуются оружие и боеприпасы"

"Требуются карта и компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь в этом направлении"

"Попытаемся взлететь"

"Судно серьезно повреждено"

"Здесь можно безопасно совершить посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или отрицательно"

"Да или положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли всех людей"

"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

1. Прошу взять на борт. 2. Требуется техническая помощь. 3. Здесь удобно произвести посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас понял, выполняю. 6. Располагаю радиостанцией. 7. Здесь приземляться опасно. 8. Не могу двигаться, необходима

медицинская помощь. 9. Готов принять вымпел, письменное

сообщение. 10. Да. 11. Нет.

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе: 1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека. 2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани. 3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы. 4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани. 5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани. 6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным. Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала -минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор

Сигналы бедствия

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры - самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров - гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало - гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица .

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

    «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

    «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

    «Идите в указанном направлении» - полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

    «Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

    «Вас не понял» - полет «змейкой» или две красные ракеты.

    «Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

а - «Место, где прошли»;

б - «Повернуть налево»;

в - «Повернуть направо»;

г - «Осторожно, опасно!»

Важно знать, сигналы бедствия, которые нужно подавать, если вы заблудились в лесу.

Международные сигналы бедствия, если заблудился в лесу

Чтобы не бездействовать в ситуации, когда вы заблудились в лесу, существуют определенные сигналы бедствия. Подача сигналов бедствия должна произойти как можно быстрее и как можно заметнее, чтобы они был видны с дальнего расстояния, а желательно и с высоты, если за вами вылетит вертолет.

  • Международным сигналом бедствия признаны дымовые столбы или костры в количестве трех штук!
  • Если у вас есть сигнальные ракеты, петарды или передатчик воспользуйтесь ими!
  • Осмотрите свои вещи на наличие зеркала, фонарика, свистка, яркой кофты, все это поможет вам подать сигнал о вашем положении. Пускайте солнечных зайчиков или мигайте фонариком, зависит от времени суток.

Прекрасным средством сделать вас более заметным днем является дым, разведите костер и берегите его от ветра, чтобы придать дыму цвета добавьте туда сухую траву, резину, мокрое дерево.

Всегда будьте наготове подать сигнал о себе, не отходите далеко от материалов, которые могут помочь вам это сделать.

Если вас будет искать вертолет с воздуха, выложите просьбы о помощи на земле ветками, камнями, окружающим мусором, листьями, сухой травой. Также мы можете разложить международное слово о помощи SOS на открытой лесной поляне из легковоспламеняющихся компонентов, например, листьев, и поджечь его, если вдруг заметите пролетающий в небе транспорт.

Подача сигналов бедствия в лесу или горах

Подача сигнала бедствия может происходить несколькими способами:

  • сигнальными кострами;
  • световыми сигналами;
  • шумом;
  • изображением SOS на земле различными возможными средствами.

Сигнал SOS

Разводить такие костры нужно не слишком крупного размера, их сложнее поддерживать, лучше разожгите несколько маленьких костерков. В дождь найти материал для розжига сложнее, чем днем, но сделать это, возможно, стоит поискать под поваленными деревьями и стогами валежника.

Лучше всего подавать световые и шумовые сигналы. Важно понимать, что они должны быть четкими, резкими и хорошо заметными. Подавайте сигналы с определенной периодичностью во времени всеми возможными способами: кричите, стучите, светите фонарем, жгите костры, размахивайте самым ярким предметом одежды и запускайте имеющиеся у вас ракетницы. Последнее желательно делать, если вы услышали или увидели следы пребывания людей.

Как звать на помощь в лесу

Также вам может быть полезна информация о том, как ориентироваться на местности . Если вы заблудились в лесу, успокойтесь и зовите на помощь. Первым делом наберите номер 112, это можно сделать даже не имея денежных средств на телефоне. Перед этим осмотрите местность и выберите ориентир, чтобы лучше описать спасателям место вашего нахождения. Желательно, чтобы это была река, железная дорога и тд. После выезда спасателей оставайтесь на месте и ждите помощи, передвижения опасны тем, что вы заблудитесь еще и сильнее и поменяете место вашего нахождения, которое вы уже описали спасателям!

Подавать сигнал не так просто, как может показаться. Ваша сигнализация может остаться незамеченной. Кроме того, неумение правильно подавать сигналы с помощью некоторых видов табельных средств может стоить вам жизни.

Все средства подачи сигналов бедствия делятся на табельные и подручные (вид средств), а также на звуковые, визуальные и радиосигналы (принцип передачи сигнала). Главная их цель – указать ваше точное месторасположение для последующей эвакуации и оказания неотложной помощи в виде сброса с самолета продовольствия, медикаментов, оружия и боеприпасов.

Табельные средства

Радиосигнал бедствия (SOS). Сигнал бедствия SOS (спасите наши души ()) принят Международной конвенцией в Берлине 3 ноября 1906 г., для его беспрепятственного приема каждый час в течение 6 мин (с 15–й по 18–ю и с 45–й по 48–ю) на «частотах бедствия» – 500 и 2182 кГц – замолкают все радиостанции мира; в эфире наступает тишина, для того чтобы каждый, кто оказался в беде, мог беспрепятственно выйти в эфир и подать сигнал бедствия, указав квадрат своего местонахождения, либо дать возможность запеленговать себя. Для подачи данного радиосигнала необходимо иметь аварийный радиопередатчик и знать основы пользования данным прибором и азбуку Морзе.

Визуальные средства сигнализации

Пиротехнические средства сигнализации. К ним относятся:

♦ сигнальные ракеты;

♦ сигнальные шашки;

♦ сигнальные мортирки.

Данные средства сигнализации требуют выполнения определенных правил пользования и хранения:

♦ помните, что они могут выстрелить, обращайтесь с этими средствами, как с оружием;

♦ не ремонтируйте их в случае неисправности;

♦ если случилась осечка, не используйте вторично;

♦ всякое пиротехническое средство держите в вытянутой руке, развернув соплом от себя;

♦ находитесь подальше от других людей и от легковоспламеняющихся предметов, храните эти средства в ящиках, которые защищены от ударов и осадков, подавайте сигнал с максимально близкого расстояния и только тогда, когда есть уверенность, что его заметят;

♦ соблюдайте максимальные меры предосторожности.

Сигнальное зеркало. Это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5–7 мм), через которое вы можете следить за объектом.

Пущенный вашим зеркалом «солнечный зайчик» обнаруживается даже с самолета, который летит на высоте 2 км на расстоянии 20-25 км от вашего местоположения. Зеркало эффективно даже ночью, наверное, это можно назвать «пускать лунных зайчиков».

Подручные средства сигнализации

Отражатели. Для обозначения своего местоположения при отсутствии сигнального зеркала можно использовать косметическое зеркальце, фольгу, лезвие ножа. Чем сильнее отполирована пластина, тем дальше виден световой сигнал.

Разложите на холме куски измятой (это увеличит количество отражающих плоскостей) фольги. Или прикрепите фольгу на дереве или шесте на хорошо просматриваемом пространстве, она будет вращаться и подавать сигналы.

Воздушный змей. Воздушный змей тоже может сослужить вам хорошую службу. Сделайте из тонких дощечек раму, натяните на нее тонкую (желательно цветную) бумагу, привяжите к хвосту змея куски фольги и яркие ленточки.

Сигнальные флаги. Повесьте на высоких деревьях возле своего лагеря сигнальные «флаги» – яркие куски материи. Для того чтобы они были заметны сверху, растягивайте эти «флаги» по земле. Одну сторону материи привяжите к кустам, растущим вблизи водоема, а другую – к кольям, вбитым в дно водоема.

Сигнальный костер. Если у вас нет ни «флагов», ни фольги, ни пиротехники, ни фонарика, вы можете развести огонь, который ничем не хуже остальных средств. Костер, расположенный на открытой местности или высоком холме, виден издалека. В ночи ярко горящий костер виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км – при наблюдении с земли. А еще лучше, если костров несколько, расстояние между ними в этом случае не должно превышать 20–30 м. Однако, чтобы затея сработала, необходимо вблизи костров поддерживать постоянный небольшой огонь, так вы сможете за короткое время заставить полыхать свою «сигнализацию».

Наземные кодовые сигналы

На открытых участках можно выложить сигналы кодовой таблицы. Самые банальные – HELP и SOS. Размеры одного сигнала должны быть не меньше 3 м. Помните, чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Смастерить сигнал можно из подручных средств: обломков самолета, спасательных жилетов, одежды, бревен.

Можно сигнал не выложить, а «выкопать». Для этого снимите дерн и углубите траншею. Такие сигналы работают и днем, и ночью (ночью в углублениях можно развести огонь). «Разбросайте» сигналы по периферии, чем их больше, тем лучше.

Жестовая кодовая система общения с пилотами

♦ «Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!» – руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе.

♦ «Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!» – левая рука вверх, ноги вместе.

♦ «Прямо» – руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.

♦ «Назад» – руки подняты вперед до уровня плеч. Ладони вперед.

♦ «Стоп! Двигатель остановить» – скрестить руки, быстрота этого действия соответствует степени необходимости остановки.

♦ «Зависнуть!» – руки в стороны, ладони вниз.

♦ «Ниже» – покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.

♦ «Выше» – покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.

♦ «Посадка» – руки скрестить перед собой внизу.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды факторов выживания вы знаете?

2. Какова роль антропологических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

3. Какова роль материально–технических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

4. Каков характер воздействия природно–средовых факторов на человека при автономном существовании в природной среде?

5. Каково воздействие экологических факторов на человека при автономном существовании в природной среде?

6. Что такое «стрессоры выживания»? Каково их влияние на состояние человека?

7. Каковы первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства?

8. Каковы первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе?

9. Что необходимо знать (определить), чтобы правильно оценить обстановку для принятия решения о дальнейших действиях попавших в экстремальную ситуацию?

10. Перечислите правила безопасного поведения при уходе с места происшествия.

11. Перечислите правила безопасного поведения при ожидании помощи на месте происшествия.

12. Какие мероприятия включаются в план действий по организации временного лагеря?

13. Каковы роль и задачи руководителя группы в условиях вынужденного автономного существования?

14. Перечислите основные требования к временным укрытиям.

16. Какие факторы влияют на выбор типа укрытия?

17. Какими естественными укрытиями можно воспользоваться для организации ночлега в экстремальной ситуации?

18. Что может послужить простейшим укрытием в теплое время года?

19. Каким образом можно переночевать под навесом при низких температурах?

20. Какие укрытия и как можно построить из снега?

© 2024 yandexzenhelp.ru
Компьютерный мир