Тахометр для установки на лодочный мотор. Что нужно знать о тахометре для лодочных моторов Установка тахометра на лодочный мотор ямаха 5

Тахометр - самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта - мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр - представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров - появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор - глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр - считает импульсы в цепи системы зажигания - четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образование искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя - считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек - четыре, шесть, восемь...

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу - сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр - счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты - 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю...).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера - вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр - 87мм .

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты - сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ - останется только соединить разъем.

При отсутствии "фирменного" кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости - этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора "RANGE SELECTOR" на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала .

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные, 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 - 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь -

Лодочный мотор устроен гораздо проще, чем автомобильный. Именно поэтому изготовители часто не обременяют себя установкой измерительных приборов на устройство.

Ведь в таком случае его стоимость несколько возрастет. Однако порой необходимо измерить все показатели, дабы контролировать качество и надежность работы устройства. Для этого потребуются специальные приборы - тахометры. С их помощью Вы узнаете о состоянии мотора, его проблемах и текущих значениях.

Об устройстве

Сами тахометры простые и компактные. Устройство изготовлено специально для установки на лодочный мотор. При этом стоит отметить, что данный процесс очень простой и не потребует каких-либо дополнительных навыков. Не потребуется вмешательство в работу двигателя. Сам тахометр весит всего 65-70 гр, но при этом является устойчивым к внешним раздражителям и воде.

Для того чтобы узнать количество оборотов применяется метод индукции. Тахометр считывает проходящие импульсы. Этот процесс происходит сквозь изоляционный материал. Более того, так определяется не просто число оборотов, но и время работы устройства. Полученная информация выводится на экран. При этом если количество оборотов будет показано и в момент работы мотора, то для того, чтобы увидеть моточасы необходимо будет его выключить. При этом их значение подсчитывается за определенный промежуток (день, неделя). После просмотра такие данные можно сбросить, однако общее количество моточасов убрать нельзя.

Применение

Сам тахометр чаще всего используют для подсчета оборотов. Обычно этот процесс особенно актуален на начальном этапе эксплуатации, когда только происходит обкатка устройства. Необходимо определить насколько реальные показатели отличаются от заявленных, которые прописаны в техпаспорте. Если разрыв будет велик, то мотор будет не так эффективен и производителен, лучше всего отдать его специалисту. Скорее всего, в случае большой разницы между заявленными и реальными данными может быть некий дефект, который следует немедленно устранить.

Кроме того, увидев такой показатель можно примерно рассчитать то, насколько будет хватать топлива, и как долго Вы сможете оставаться на воде, не используя дополнительные ресурсы. Применение тахометра также помогает минимизировать затраты на лодку. Ведь можно рассчитать количество оборотов, при которых устройство двигается достаточно быстро, но при этом не потребляет большое количество горючего.

Можно выделить следующие типы данного устройства:

Универсальный;

Предназначенный для двухтактных моделей;

Используемый для четырехтактных.

Кроме этого, различают аналоговый и цифровой тахометр. В первом случае обороты демонстрируются на индикаторе, а во втором на специальном дисплее.

Выбор необходимого прибора

Сейчас существует целое множество моделей как отечественных, так и иностранных производителей. Обращайтесь в нашу компанию «Румпель-ленд», где вся продукция имеет соответствующую сертификацию, а также отвечает всем требованиям качества и безопасности. В целом, при покупке советуем обращать внимание на следующие показатели:

Функциональные способности (более старые модели демонстрируют исключительно рабочие показатели и узнать минимальные и максимальные значения у них просто невозможно, также обращайте внимание, чтобы была возможность отследить давление масла и температуру);

Легкость в монтаже и дальнейшей эксплуатации;

Технические параметры должны быть на уровне показателей мотора;

Размер и стоимость устройства;

Качество и четкость экрана;

Герметичность тахометра;

Продуктивность (не все функции способны работать в полной мере без дополнительных датчиков).

Учитывая все эти параметры, Вам будет гораздо проще подобрать себе необходимое устройство, которое не просто подойдет к лодке, но и соответствует всем современным требованиям. В таком случае оно стабильно прослужит долгие годы.

Особенности настройки

Для начала необходимо сверить насколько совпадает количество оборотов двигателя при холостой работе и показаниями тахометра в аналогичном режиме. Если Вы заметите существенную разницу, то загляните в инструкцию, где должны быть указания на этот случай. Воспользовавшись несложными советами, получится быстро синхронизировать все показатели.

В случае наличия собственного источника питания монтаж тахометра будет еще проще. Для этого не потребуются дополнительные инструменты или сложные приспособления. Провод, который исходит из самого аппарата, необходимо примотать к другому, идущему к свечам зажигания. Необходимо совершить 4-5 оборотов, после чего полученная конструкция скрепляется при помощи скотча.

Затем закрепляется непосредственно устройство. В качестве подручного средства подойдет и обыкновенный саморез. После завершения данной процедуры следует провести кабель от провода, по которому идет электрический ток до самого тахометра. Преимущества такой конструкции в том, что теперь значительно увеличивается защита от возможных внешних раздражителей, а также влаги.

Таким образом, тахометр - это незаменимый прибор, с помощью легко отслеживать техническое состояние лодочного мотора.

Моторы для лодок имеют более простое строение, чем двигатели мотоциклов и машин, поэтому в комплектации к ним не прилагаются измерительные приборы. Во время эксплуатации лодки часто может потребоваться информация о количестве оборотов мотора. Получить эти данные позволяет тахометр. Он помогает в выборе гребного винта, регулировке мотора, позволяет определить более экономный режим запуска двигателя, проверить возможные сбои в работе механизма.

Разновидности лодочных тахометров

Частота вращения коленвала определяет число импульсов, поступающих в электрическую систему мотора. Их количество подсчитывает тахометр. Катушки магдино являются генераторами в лодочных моторах, с них тахометр считывает информацию.

Индукционные тахометры для лодочного мотора представляют собой аппараты с индивидуальными источниками питания. Они предназначены для двигателей, не имеющих генераторных сигналов.

Тахометр пересчитывает данные и отображает количество оборотов коленвала за фиксированный промежуток времени. Для вывода информации используются индикаторы стрелочного типа или жидкокристаллические дисплеи.

По назначению тахометры классифицируются на следующие виды:

  • универсальные (могут работать с двигателями различных типов);
  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Тип вывода данных подразделяет устройства на две категории:

  • аналоговые, имеющие индикатор со стрелками;
  • цифровые, обладающие цифровым дисплеем.

Тахометры цифрового типа могут взаимодействовать с другими приборами для измерения (счетчиками моточасов).

В продаже присутствуют разнообразные модели тахометров, выпускаемые известными фирмами или менее востребованными производителями. Существует вероятность приобретения поддельного устройства, поэтому перед покупкой рекомендуется посмотреть отзывы о модели, посоветоваться с друзьями и знакомыми, которые ранее приобретали подобные товары.

При выборе стоит учитывать следующие особенности строения и факторы:

  • набор функций;
  • совместимость тахометра и мотора лодки;
  • сложность установки и настройки;
  • герметичность устройства;
  • компактный размер;
  • стоимость.

Прибор может отображать только число оборотов двигателя или дополнительно показывать температуру, количество моточасов, давление масла и другие характеристики. Расширенные функции предполагают более сложную установку датчиков.

Обычно используется прибор с датчиком числа моточасов. При помощи этой функции проводится тестирование нового двигателя, определяется его ресурс. Лучше выбирать аппарат, фиксирующий моточасы за рейс и их общее число с момента ввода в эксплуатацию.

Универсальные тахометры оснащены переключателем, который меняет режимы работы в соответствии с используемым двигателем. Приборы без переключателей работают только с конкретными типами двигателей, для которых они были разработаны. Существуют аппараты, совестимые с моторами определенного производителя.

Чаще всего источник питания располагается в герметичном корпусе, который потребуется разобрать для замены батареи. Такое строение позволяет защитить прибор от попадания воды. Некоторые модели имеют отдельную крышку для батареек, что облегчает их извлечение, но герметичность при этом нарушается.

Цены на устройства значительно выше для моделей известных производителей. Такие аппараты зачастую имеют большой набор функций, повышающий их стоимость. В эксплуатации прибора могут понадобиться только некоторые из доступных функций, поэтому целесообразнее приобрести более дешевую и простую модель, если бюджет ограничен.

У цифровой модели следует проверить два параметра:

  • частоту обновления данных на экране;
  • четкость и яркость цифр, отображающихся на дисплее.

Наиболее популярные модели

Наиболее популярные модели лодочных тахометров представлены следующими марками:

  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Suzuki.

Многофункциональный цифровой тахометр Yamaha марки 6Y8T-8350T-11-BK имеет герметичный корпус, надежно защищающий устройство от влаги. Он монтируется в разъем стандартного размера 86 мм на приборной панели, совместим с моторами марки Yamaha (F 50 и выше). Дисплей отображает моточасы, число максимальных и текущих оборотов двигателя. Стоимость этой модели составляет 23600 р.

Тахометр Mercury Flagship аналогового типа (0−8 тыс. об/мин) может быть установлен на любые разновидности моторов Mercuri. Корпус устройства устойчив к влаге, оснащен не запотевающим стеклом и стрелочным циферблатом. Цена аналогового тахометра - 5600 р.

Аналоговый тахометр Suzuki используется для моторов DF 9,9 и DT 25−40. Устанавливается в стандартный разъем 86 мм. Модель имеет устойчивое к запотеванию стекло и датчик, считывающий до 7 тыс. оборотов мотора. Двигатели Suzuki снабжены генераторами с 12 полюсами, поэтому переключатель режимов на тахометре отсутствует. Стоит устройство около 4400 р.

Установка аппарата

Установить аппарат несложно, с этим может справиться практически любой пользователь лодки с мотором. Устройство закрепляется панель приборов или на румпельный мотор, в зависимости от типа конструкции.

Монтаж тахометра включает следующий ряд действий:

Подключение также имеет некоторые особенности , зависящие от типа конструкции устройства:

  • Для тахометра без источника питания, кабель нужно подсоединить к катушкам магнидо, с которых будут считываться импульсы.
  • Если у аппарата есть источник питания, свечной провод обвивается соединительными жгутами. Число витков и дистанция до свечей зажигания указываются в инструкции (обычно достаточно 3−6 витков и расстояния в 4 см). Клеммы тахометра соединяются со жгутом.

Кабель не должен соприкасаться с подвижными и горячими участками мотора. Соединения проводятся строго по схеме. При правильном подключении и запуске мотора, прибор начнет отсчитывать число оборотов. Скорректировать отображаемые данные можно при помощи настройки.

Настройка и подбор режима действия

Общая настройка предполагает подбор режима действия устройства в соответствии с работой мотора.

Модели, работающие с однотипными моторами от разных изготовителей или различными двигателями от одной фирмы, при запуске показывают более точное число оборотов. Запустив мотор в холостом режиме, можно сравнить данные с показателями в инструкции. Если значения различаются, то необходимо провести настройку прибора, согласно руководству.

В универсальной модели нужно установить селектор в одно из положений:

Все работы по настройке прибора проводятся только с выключенным мотором лодки.

Оптимально подобранный и правильно установленный тахометр позволит качественно следить за работой лодочного мотора и своевременно замечать его сбои и неисправности.

Водномоторники сами подбирают двигатель к лодке, катеру или яхте.

Обкатать, правильно нагрузить мотор, подобрать винт с нужными характеристиками поможет тахометр — прибор для измерения оборотов в единицу времени.

В лодочном моторе он считывает электроимпульсы, создаваемые генератором, и замеряет, с какой скоростью вращается коленчатый вал. При невозможности подключить тахометр к генератору переменного тока необходим тахо-датчик. Некоторые модели снимают импульсы через изоляцию со свечного провода.

Результат устройство выдаёт цифрами на электронном дисплее или стрелками на циферблате.

Он слышит разницу в оборотах

Тахометры для ПЛМ помогают решать принципиальные задачи:

  • Контроль и регулировка работы двигателя
  • Определение максимального числа оборотов, которые развивает мотор
  • Выбор оптимального режима функционирования ПЛМ
  • Определение сбоев в работе

Это поможет правильно подобрать . Использование лодочного тахометра снижает скорость уменьшения ресурса двигателя из-за неверно выбранных настроек. Экономит топливо. Словом, бережёт мотор, позволяет выйти на оптимальный баланс скорости и экономичности плавсредства.

Полезная функция некоторых моделей — подсчёт моточасов, общего количества часов работы лодочного мотора. Этот показатель сопоставим с цифрами пробега автомобиля.

Какой тахометр купить

При выборе учитывают следующие критерии:

  • Соответствие техпараметрам конкретного ПЛМ. Производители выпускают универсальные модели и дифференцированные устройства для двухтактных и четырехтактных двигателей.
  • Размеры.
  • Простота установки и эксплуатации.
  • Функциональность и наличие расширенных функций.
  • Тип: аналоговый или цифровой — цифровые дешевле, аналоговые привычнее.
  • Потребность устройства в наличии АКБ.
  • Герметичность: в «разборные» тахометры с заменяемыми батареями может попасть вода.

Монтаж и настройка

Установка тахометра на лодочный мотор достаточно проста. Следуя инструкции, судоводитель способен произвести монтаж самостоятельно. Тахометр крепят на румпеле либо на приборной панели катера. Выбор зависит от личных предпочтений, а также соображений эргономики. Во втором варианте придется учитывать следующие аспекты:

  • Штатную длину сигнального провода.
  • Позицию экрана (циферблата) — штурвал не должен перекрывать обзора.

Последовательность подключения клемм к контактам указана в инструкции. А способ закрепления прибора определяется выбором места для установки бортового тахометра и особенностями устройства врезного или накладного корпуса.

Следующий обязательный этап, без которого предыдущие теряют смысл, — настройка. Как правильно это выполнить — указано в инструкции к конкретной модели.

Точная настройка тахометра на лодочный мотор позволит без погрешностей оценить ходовые качества плавсредства, а также понять, правильно ли подобран «дуэт» винта и двигателя, не заставляя мучительно вслушиваться в его обороты.

Для помощи в непростом выборе подходящего тахометра в нашем интернет-магазине работают консультанты. Они разъяснят все нюансы, звоните: +7 800 555-47-89 .

ПРИБОР НЕ ПОСТАВЛЯЕТСЯ из за технического несовершенства и низкой надежности. Новая версия прибора ТС-011М. НОВОЕ КАЧЕСТВО ПО СТАРОЙ ЦЕНЕ.

Нажмите для перехода на страницу прибора ТС-011М

Важно! Перед установкой режимов работы прибора двигатель, на котором он установлен должен быть выключен либо прибор должен быть снят с двигателя.

1. Для выбора режима работы тахометра нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S1 . На экране дисплея будут последовательно высвечиваться значения: 01 , 02 , 03 , 04 .

Значение 01 1 раз за 1 такт работы двигателя, т.е. 2 раза за 1 оборот маховика двигателя (большинство двухтактных двухцилиндровых лодочных моторов с одно канальной системой зажигания; под капотом установлена одна двухискровая катушка зажигания с двумя высоковольтными выводами по одному на каждую свечу зажигания );

Значение 02 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 2 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 1 оборот маховика двигателя (классический двухтактный двигатель; под капотом мотора установлены одна или две раздельные катушки зажигания, каждая на свою свечу зажигания );

Значение 03 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 4 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 2 оборота маховика двигателя (классический четырехтактный двигатель с распределителем зажигания).

Значение 04 отключает функцию тахометра, на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов.

После выбора режима работы кнопкой S1 экран дисплея будет мигать в течение 8-10 сек. , после чего перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

2. Для установки времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2 . При этом с правой стороны дисплея появится надпись «SERVICE» . После появления надписи нажмите и удерживайте кнопку S1 до появления в одном из сегментов дисплея необходимой цифры, обозначающей 1/10 , единицы , десятки , сотни , тысячи часов до сервисного обслуживания. Переключение от одного сегмента дисплея к другому производится нажатием кнопки S2 на 1 сек. После установки желаемого времени до сервисного обслуживания не производите ни каких действий и прибор через 14-16 сек. перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

3. Для активации режима отсчета времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите кнопки 1 и 2 и удерживайте их в течение 4 сек. При этом на экране дисплея высветятся два сегмента с изменяющимися от 00 до 09 значениями и прибор автоматически перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

4. После выработки двигателем времени до установленного сервисного обслуживания на экране дисплея появиться надпись «SERVICE» .

5. Для просмотра текущего времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2 .

6. После появления на экране дисплея надписи «SERVICE» для ее сброса одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2 . По умолчанию следующий интервал времени до сервисного обслуживания будет равен ранее запрограммированному.

7. Для отключения функции тахометра и отображения на экране дисплея только счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на дисплее не высветится значение 04 . Повторно нажмите кнопку S1 и через 8-10 сек. экран дисплея вернется к отображению счетчика моточасов. При работающем двигателе на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов, причем сегменты дисплея будут мигать, напоминая, что режим тахометра отключен.

8. Для обнуления счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 05 , затем повторно нажмите и удерживайте в течение 8 сек. кнопку S1 .

9. Для обнуления счетчика моточасов и интервала времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2 .

10. Для отключения свечения дисплея с целью экономии ресурса элемента питания при длительных перерывах в использовании прибора нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на экране дисплея не высветится значение 05 и отпустите кнопку. Дождитесь, пока на экране появятся показания 0.0, затем одновременно нажмите и удерживайте кнопки S1 и S2 до тех пор пока на дисплее прибора не сменятся показания от 0.0 до 0.9, после чего прибор перейдет в режим самодиагностики. После теста самодиагностики на экране дисплея высветится значение 0.0 и через 2 сек. экран дисплея отключится. Для активации прибора кратковременно нажмите любую кнопку.

© 2024 yandexzenhelp.ru
Компьютерный мир