Профессия тестировщик. Тестировщик — больше, чем профессия Профессия тестировщик

Тестировщик ПО – это специалист, занимающийся разнообразным тестированием программного обеспечения на предмет сбоев, ошибок и обеспечивающий качество готового продукта.

Название профессии образовано от английского слово “Test”, переводящееся как «проверка», «испытание» или же просто уже устоявшееся в русском языке «тестирование».

Существует несколько мнений о работе тестировщика, одни люди считают, что эта профессия представляет собой монотонную и однообразную проверку всего и вся по готовым наработкам, другие же утверждают, что ни одна инструкция не сможет охватить весь спектр возможных ошибок и профессия, несомненно, является творческой, так как заставляет активно работать головой и подходить к процедуре проверок с самых разных сторон. Правда, как обычно, лежит где-то посередине и профессия тестировщика действительно гармонично сочетает в себе оба подхода.

Тестировщики занимаются разработкой методов, планов, подходов и графиков тестирования. Они самостоятельно разрабатывают большое количество сценариев тестирования и воплощают их в жизнь как собственноручно, так и с использованием автоматизированных методов тестирования.

Основной задачей, ставящейся перед тестировщиками ПО является моделирование различных повседневных и форс-мажорных ситуаций, которые могут произойти при использовании продукта, выявляя при этом недостатки, дефекты и допущенные программистами ошибки. Соотнося начальные планы, описание функциональности программы и полученные в результате тестирования результаты тестировщики документируют каждую нештатную ситуацию, момент её появления и способы повторения для передачи программистам на доработку.

Итогами работы тестировщика в результате пользуется огромное количество клиентов, так как сфера применения его знаний и навыков практически неограниченна: веб-сайты, все виды программ, компьютерные игры, микропрограммы управления бытовой и промышленной техникой и так далее.

Иногда профессию «Тестировщик ПО» путают с профессией «QA-инженер» которые довольно схожи, но последняя имеет более широкий спектр обязанностей и обеспечивает качество продукции на протяжении всего жизненного цикла: от планирования и разработки до выпуска и поддержки в эксплуатации. Тестировщик же занимается проверкой продукта уже на последних этапах разработки и выпуска новых версий.

Возможные места работы

Тестировщики ПО могут работать в любых компаниях, которые выпускают программные продукты или продукцию, содержащую программное обеспечение, а это практически вся современная техника. Ещё одним вариантом можно назвать работу на аутсорсинге или независимых группах тестирования, обеспечивающих проверку ПО на заказ для других компаний.

Одни из значимых преимуществ профессии тестировщика ПО является возможность фриланса и работы на международных заказчиков через интернет. При такой работе появляется возможность свободного графика, самостоятельного подбора заказчиков из интересной сферы и более высокие доходы, чем при работе на организацию. Естественно, что при этом необходимо уметь грамотно распределять своё время и не допускать срыва сроков, зарекомендовав себя на рынке труда как профессионала своего дела.

Плюсы и минусы профессии тестировщика ПО

Плюсы

  • Перспективная, развивающаяся профессия с возможностью карьерного роста
  • Творческий, исследовательский характер работы
  • Получение практических знаний и навыков из мира IT
  • Широкие возможности для работы фрилансером
  • Возможность переквалифицироваться в программиста или другую смежную специальность
  • Высокая заработная плата

Минусы

  • В некоторых случаях работа бывает монотонной и однообразной
  • Необходимость постоянно учиться новым технологиям и заниматься саморазвитием

Обязанности тестировщика

Где учиться на тестировщика

В России нет классических учебных заведений с программами подготовки именно к тестированию и проверке программного обеспечения. Косвенно сюда можно отнести специальности «Информационные системы и технологии» и «Автоматизация систем обработки информации и управления», но они дают слишком много лишней информации.

Одним из идеальных вариантов получения опыта в тестировании ПО будут чтение литературы и прохождение онлайн курсов с реальными тестовыми заданиями и живыми преподавателями проверяющими домашние задания.

На образовательном IT-портале GeekBrains можно освоить профессию «Тестировщик ПО » всего за 4 месяца. Во время обучения предусмотрены домашние задания, общение с живыми преподавателями, контрольные и тестовые работы. После окончания обучения выдаётся именной сертификат и возможность стажировок в настоящих IT компаниях. Средняя заработная плата тестировщика по Москве и Московской области составляет 64 000р.

Также можно попробовать бесплатный курс «Основы программирования », который поможет выявить Ваши склонности к той или иной IT-специальности. Возможно Вам больше подойдёт специальность программиста или веб-разработчика.

Спешите начать обучение. Скидка на обучение профессии «Тестировщик ПО» действует для Вас всего 3 дня!

Необходимые личные качества

Соискатель позиции тестировщика ПО должен обладать хорошей памятью, гибким мышлением, уметь выстраивать логические цепочки и взаимосвязи между событиями, уметь постоянно учиться и узнавать новые технологии, адаптироваться к поставленным задачам и условиям, а также быть готовым быстро переключаться с одной задачи на другую.

Также профессия «Тестировщик ПО» предполагает наличие терпения, целеустремлённости, усидчивости и готовности работать в команде.

Требования к тестировщику ПО

Для успешной работы тестировщиком желательно, но не обязательно, иметь высшее техническое образование. Большинство крупных и успешных на рынке компаний-разработчиков ПО набирают штат тестировщиков основываясь на успешном прохождении собеседования и решения тестовых задач, которые полагаются больше на логику и внимание, чем непосредственно на технические знания. А необходимая техническая основа преподаётся наставником уже в непосредственном процессе работы. Таким образом компании получают перспективного сотрудника, который по тем или иным причинам не получал высшее техническое образование и не тратят сил и средств на его переобучение, предпочитая обучать сразу под себя. Конечно же, пройденные онлайн курсы и прочитанная перед собеседованием тематическая литература будут большими плюсами.

В любом случае при заявке на позицию тестировщика программного обеспечения человек должен хорошо обращаться с компьютером.

Знание технического английского языка, представление о языке SQL, знание баз данных типа MySQL и знание программ для автоматизированного тестирования (при необходимости использования) будут Вашими преимуществами на собеседовании.

Зарплата тестировщика

Указан приблизительный уровень заработной платы. В зависимости от региона и работодателя он может существенно отличаться.

IT развивается, постоянно создаются новые продукты, которые требуют проверки перед тем, как выйти на рынок, чтобы конечный пользователь получил качественный продукт. Именно от тестировщика зависит, в каком состоянии продукт попадет на рынок.

Кто такой тестировщик

В любом деле важно вовремя получать отклик, отзыв о своей работе, желательно, чтобы они были объективными. С программистами то же самое - чтобы достигать высоких результатов, нужно как можно скорее получать положительные и отрицательные отзывы о проделанной работе. Задача тестировщика - давать программистам обратную связь. Чем быстрее получен отклик, тем скорее программисты исправят ошибку, если она есть.

Если говорить конкретно кто такой тестировщик и чем он занимается, то это человек, который проверяет работу, сделанную командой разработки, указывает на ошибки в работе программного обеспечения (сайта, приложения, чатбота и т.д.).

Достаточно сложно дать определение слову «тестирование», но это не:

  • разработка - даже если тестировщик умеет писать код, тестирование - это не разработка ПО;
  • анализ и сбор данных - хоть в работе и приходится уточнять данные, анализировать их, но эта работа делается только по надобности, не постоянно;
  • техническое писательство - при этом тестировщику приходится документировать свою работу и тесты.

Тестирование не относится ни к одной из этих деятельностей, потому что всю эту работу они делают для облегчения процесса собственной работы.

Виды тестирования

Не бывает универсальных тестировщиков, иначе работа была бы некачественной. Есть несколько видов тестирования со своими особенностями.

Функциональное тестирование

Функциональное тестирование в своей основе имеет анализ спецификаций функциональности определенных компонентов или системы в целом. Тесты в этом виде основываются на функциях, которые выполняет система. Обычно эти функции описаны в требованиях, спецификациях.

Основное достоинство функционального тестирования - имитация фактического использования системы во время тестирования. Недостатка 2:

  • возможность упущения логических ошибок в ПО;
  • избыточное тестирование.

Нагрузочное тестирование

Нагрузочное тестирование еще называют тестированием производительности. Это автоматизированный вид тестирования, при котором имитируется работа системы.

Основная задача такого вида тестирования - определение возможностей работы приложения под определенными нагрузками. При этом обязательно учитываются:

  • время выполнения операций при определенной интенсивности их выполнения;
  • количество пользователей, которые единовременно используют приложение;
  • границы приемлемой производительности при усилении нагрузки;
  • производительность на очень высоких уровнях нагрузки.

Также здесь тестируется надежность приложения. Это определяется по работоспособности приложения при многочасовом тестированием ПО со средней нагрузкой.

Автоматизированное тестирование

Автоматизированное тестирование - это проверка ПО, во время которой основные функции и тестировочные шаги выполняются в автоматическом режиме с помощью специальных инструментов. К проверяемым действиям относятся:

  • запуск;
  • инициализация;
  • выполнение теста;
  • анализ;
  • выдача результата.

Тестировщик в этом случае создает, отлаживает и поддерживает тест-скрипты, наборы для теста и инструменты для тестирования в автоматическом режиме.

Юзабилити-тестирование

Это тестирование на удобство использования интерфейса конечным пользователем. Благодаря юзабилити-тестированию можно выяснить, насколько продукт соответствует ожиданиям, комфортен в работе. Тестировщик юзабилити должен смотреть на продукт глазами пользователя. В процессе проверки он выполняет типовые задачи, которые в дальнейшем будет делать пользователь, и приводит продукт к более качественному варианту, если это необходимо.

Юзабилити-тестирование может пригодиться в нескольких случаях:

  • тестирование удобства интерфейса;
  • сравнение продукта с конкурентами;
  • сравнение нескольких версий интерфейсов одного продукта.

Тестируют в этом случае не только сайты. Есть множество других интерфейсов: голосовые, печатные формы, бизнес-процессы, приложения для смартфонов и компьютеров и другие.

Интеграционное тестирование

Суть интеграционного тестирования - в проверке связи компонентов целого продукта и их взаимодействия с другими частями системы.

Есть несколько типов этого тестирования:

  • снизу вверх - все модули, процедуры, функции низкого уровня собирают вместе и тестируют, после чего собирают следующий уровень компонентов;
  • сверху вниз - первым делом тестируются компоненты высокого уровня, далее уровень постепенно снижается;
  • большой взрыв - все, низкоуровневые и высокоуровневые, компоненты собираются воедино и проверяются вместе, таким образом можно провести быстрое тестирование.

Конфигурационное тестирование

Направлено на проверку работоспособности продукта в различных конфигурациях:

  • платформы;
  • драйверы;
  • компьютерные конфигурации.

На серверном уровне проверки проверяется взаимодействие продукта с окружением, куда он будет установлен. Основная задача этого этапа - выяснить оптимальную конфигурацию оборудования для работы с продуктом.

На клиентском уровне выясняется насколько удобно пользоваться продуктом, его функциональность.

Тестирование безопасности

Тестирование безопасности проводится для проверки безопасности, анализа рисков, связанных с хаккер-атаками и вирусами. Главная задача тестирования безопасности - установить максимальную безопасность и комфорт при использовании продукта.

Принципы тестирования:

  • доступность;
  • конфиденциальность;
  • целостность.

Игровое тестирование

Игровое тестирование, несмотря на притягательное название, достаточно сложное и муторное. Основная его цель - проверить игру на баги, чтобы продукт дошел до потребителя в качественном виде. Игру и ее отрезки приходится проходить и перепроходить несколько десятков раз, так как исправление одного бага может привести к другому багу. Все тестирование производится вручную и занимает очень много времени. Кроме того, игры могут иметь несколько версий, например, для компьютера и смартфона на Андроиде - тогда проверка имеет свои особенности и количество тестов увеличивается в 2 раза.

Какие навыки нужны тестировщику?

Основное качество хорошего тестировщика - это увлечение своей работой. Также нужно стремиться к самореализации в этой области. Для повышения уровня тестирования нужно постоянно изучать информацию о том, как повысить качество работы, какие особенности могут быть у тех или иных продуктов.

Требования к тестировщику ПО (плюс / минус в зависимости от компании):

  • Понимание что такое баг, тест-кейс, стратегия тестирования (и умение ее выстраивать), отчет об ошибке;
  • Базовое знакомство с автоматизированным тестированием;
  • Быстрая обучаемость, приспосабливаемость к стремительно меняющейся среде;
  • Умение работать с базой данных - основными понятиями и запросами;
  • Коммуникабельность - важно для взаимодействия с командой;
  • Аналитический склад ума;
  • Умение быстро обрабатывать большое количество информации.

Также могут пригодиться знания java, python для тестировщика и другие языки программирования. Но в то же время их знание может мешать работе, так как тестировщик может пытаться исправить чужие ошибки, то есть, заниматься не своей работой. А это снижает качество.

Зарплата тестировщика

Средняя зарплата тестировщика в Москве - около 70 тысяч рублей, в Питере - 50. Немного отстает Екатеринбург - 45 тысяч рублей. В городах поменьше и зарплата меньше. В Волгограде, Воронеже, Перми, Уфе, Казани зарплата составляет 33-40 тысяч рублей.

Начинающие тестировщики без опыта могут рассчитывать на зарплату, составляющую половину или 2/3 части от средней платы тестировщика по городу.

Тестировщик с высшим образованием и опытом работы от 1 года может рассчитывать на зарплату от 65 тысяч в Питере и от 80 в Москве. Максимальный доход в столице - 150 тысяч, в Санкт-Петербурге - 120 тысяч рублей.

Выше 150 тысяч доход имеют специалисты, занимающиеся проверкой сложных продуктов. Меньше всего получают игровые и юзабилити специалисты.

Тестировщик на дому зарабатывает примерно столько же, сколько и в офисе. Зарплата на фрилансе по большей части здесь зависит от того, в каком городе находится работодатель. Иногда компании, разрабатывающие софт, из Москвы специально ищут специалиста из маленького города, чтобы платить меньше. Кроме того, фриланс для тестировщиков - это возможность совмещать несколько проектов и зарабатывать больше.

Как стать тестировщиком

Чтобы стать тестировщиком, не обязательно иметь высшее образование. Важно уметь концентрировать внимание, не упускать мелочи. Стать тестировщиком можно даже с нуля, но при этом стоит все же иметь какие-то знания. Например, нужно уметь обращаться с компьютером и программами на “ты”, уметь ориентироваться в незнакомых средах. Также хорошо знать хотя бы один язык программирования, понимать основы базы данных.

Если есть высшее образование - хорошо. В компаниях предпочитают соискателей с техническим образованием, так как именно они имеют аналитический склад ума. Но если образование гуманитарное, не стоит отчаиваться. Нужно создать резюме, в котором разместить информацию о том, какими проектами приходилось заниматься. Даже если нет опыта работы, но есть курсовые работы с практической частью, дипломная работа, опыт прохождения практики в IT - все это стоит вписать в резюме для привлечения внимания. Обязательно указать свои основные достоинства, которые могут пригодиться в работе тестировщиком. Это могут быть: внимание к деталям, усидчивость, знакомство с компьютерным софтом, эмпатия, знание языков программирования, знание иностранных языков.

Подготавливаясь к собеседованию, стоит ознакомиться с темами:

  • обеспечение качества ПО;
  • что такое тестирование;
  • виды тестирования;
  • уровни тестирования;
  • тестовые артефакты и их предназначение;
  • знакомство с тест-дизайном;
  • автоматизация тестирования и ее виды;
  • метрики тестирования, как их использовать.

Курсы для тестировщиков

Самый простой способ изучить азы тестирования - . Главное - чтобы они были качественные, а кураторы не лили “воду”.

Существуют такие площадки и школы как ГикБрейнс, Testbase, академия Алексея Сухорукова и другие. Можно выбрать уровень обучения, а можно пройти стресс-курс, чтобы узнать, каких знаний недостаточно.

При МГТУ имени Баумана действует учебный центр, регулярно проводящий курсы по тестированию. Их ведут преподаватели-практики.

Нельзя упускать возможности посетить стажировки. Придется работать бесплатно, но можно набраться опыта. Найти стажировки можно на сайте хедхатера или по запросу в гугл “стажировка тестировщик в городе (название города)”.

Открытых предложений о стажировке не так много, но можно самостоятельно предлагать свои услуги компаниям, производящим софт, игры, приложения, сайты.

Стоит ли быть тестировщиком?

Как видно, у профессии тестировщик есть минусы и плюсы. Не нужно принуждать себя к этой работе - очень быстро надоест, ведь она требует усидчивости, дотошности. Если не получилось найти себя на пути программиста, разработчика, возможно, стоит попробовать себя в тестировании. Основные минусы профессии:

  • нужно быть предельно внимательным, педантичным, усидчивым;
  • большая ответственность;
  • тестированию не обучают в университете.
  • достаточно просто самому изучить хотя бы основы тестирования;
  • работодатели берут на работу тестировщиков без опыта;
  • воспитание в себе силы воли, терпения.

За время своей работы в сфере тестирования, у меня сложилось своё, особое мнение об этой области, начиная с позиции младшего тестировщика (junior tester) до руководителя отдела тестирования (test manager). И, в целом, это мнение достаточно критичное с долей любви и обожания к этой замечательной профессии.

В качестве вступления

Я никогда не собирался становиться тестировщиком - меня больше привлекала разработка. Со школьной скамьи я писал программы, которые уже обкатывались моими одноклассниками, а затем одногруппниками: мне было интересно решать задачи и оживлять вещи, а уж решением возникающих проблем и багов я занимался после того, как мне о них сообщали пользователи. К версии я приписывал минорную циферку, и… и в каком-то балансе между функциональностью и качеством программа оставалась навсегда, уступая место новым проектам и программам.

Забегая вперёд, скажу, что отчасти в этом кроется ключ к успешному ведению проектов - в нахождении баланса между затратами на разработку продукта и его качеством. Любой продукт схож с биологическим организмом, в формировании которого участвуют не один человек, а многие - прямым или косвенным образом. В формировании хорошего продукта должны участвовать все заинтересованные стороны, и каждая из них должна делать весомый вклад в общее дело. Но, к моему удивлению, тестировщики в этом отношении занимают особую нишу: во-первых, они являются связующим звеном в процессе, а во-вторых, они одни единственные из инженеров имеют право вето на выпуск версии продукта.

Обо всём об этом я узнал на первом своём месте в качестве тестировщика с неугасшими амбициями разработчика. В первую очередь, меня очаровала возможность получения доступа к управлению продуктом, власть, на которую я не особо рассчитывал. Это было здорово, что-то особенное, выше написания очередной функциональности. Во-вторых, тестировщики в силу особенностей профессии имеют большее представление о процессах и целях продукта, отчасти транслируют бизнес цели разработчикам, а результат разработчиков -руководителям. К сожалению, в мире и, тем более, в России, представление о роли тестировщика весьма сумбурное, и её значение сильно преуменьшается. А те компании, которые всё-таки находятся в тренде, стараются развить направления тестирования и управления качеством, хотя и ставят несколько завышенные цели: «найти все ошибки, снизить до минимума стоимость разработки через тестирование».

Эта статья, в первую очередь написана по мотивам общения с различными компаниями, является квинтэссенцией ответов на их вопросы. Во-вторых, обращена к начинающим тестировщикам и тем людям, которые хотят узнать о тестировании побольше с точки зрения внутренней кухни. В- третьих, базируется исключительно на моём (субъективном) опыте.

Тезис №1: Тестировщик - не обезьяна

В Android SDK входит замечательный инструмент под названием MonkeyRunner, который позволяет автоматизировать процесс тестирования Android приложений в идеале без исходного кода, без особых знаний языков программирования (лишь общего представления о скриптовых языках достаточно) и, главное - имитировать любое поведение настоящего пользователя. В итоге получается эдакая скриптовая обезьяна, которая тыкает, печатает, читает приложение. Самое то, что можно «отдать на аутсорс» машине. Для меня такое понимание тестирования в порядке вещей. Но, к моему удивлению, когда я искал работу в первый раз после своей первой должности в роли тестировщика, выяснилось, что на рынке существуют (и по сей день!) странное разделение на «ручных» и «автоматических» тестировщиков, более того, лестница грейдов и вовсе столь смешана и растянута, что диву даёшься. Не говоря уже о том, что от компании к компании одни и те же должности подразумевают разные должностные обязанности, особенно это актуально для старших должностей.

В мои должностные обязанности входило: составление тест-дизайна, тест-кейсов, стратегии тестирования (если это был назначенный на меня проект), репорт багов, проверка документации и создание тестовой документации. Это было само собой разумеющимся для меня, хотя несколько удивляло, что у западных коллег эти обязанности были разделены. На рынке же оказалось, что вполне обычным явлением считается, что дизайн пишется с помощью CTE/UML (в лучшем случае) Test Lead/Senior Tester/Test Designer. Тест кейсы (разнообразные стратегии проверки границ, интерфейсное тестирование, нагрузочное, стендовые кейсы) - Senior Tester’ы. И, наконец, существуют низшие должности «исполнителей» - Tester. В некоторых компаниях и отделах их число может доходить до 20 и более человек! Другими словами, в штате проекта числились обезьяны, в лучшем случае, обладающие навыками пользователя компьютером и каким-то продуктом.

На деле же это… несколько неправильно. Потому что тестировщик не обезьяна. Если это не так, то либо вы, как компания, выпускаете разные продукты в короткий срок, без последующей поддержки и качества, прогоняя формальные smoke-тесты, либо, что более вероятно, ваш менеджер/архитектор - баран.


Затраты на автоматизацию тестирования окупаются далеко не сразу.

Для знакомых с теорией тестирования (коих, как показывает практика, не так уж и много), вполне очевидно, что необходимость автоматизации сильно зависит от специфики проекта (его сроков, поддержки, повторяемости, и пр.). В некоторых случаях куда предпочтительнее обойтись smoke тестами и пользовательским бета-тестированием и выполнять приёмку через product owner"a, чем усложнять процессы. Так же должно быть чёткое понимание приёмки продукта: верхнеуровневая и низкоуровневая. В первом случае, внутри проекта, можно определить роли и принять продукт владельцу продукта, во втором возможно ограничиться, если допускают это требования, приёмкой самими инженерами-разработчиками с выпуском release notes. В случае, когда тестирование требуется всё-таки отдельное, то куда проще и эффективнее иметь поставленный менеджментом процесс жизненного цикла продукта и человека или команду инженеров, способных самостоятельно покрыть задачи развёртывания и тестирования продукта, т. е. людей, которые априори знают область, инструменты и методы, а не стадо обезьян, которых повесили на разработчиков или одного руководителя проекта.

Ремарка №1

Как ни удивительно, но этот простой тезис зачастую сознательно нарушается. Например, для аутсорсинговых компаний это хороший способ получить дополнительные FTE. В плане бизнеса попросту выгоднее продать побольше, что-то, имеющее низкую себестоимость. В опыте моей работы на Auriga, где заказчикам предоставлялись на почасовую оплату соответствующие ресурсы в количестве десятков человек - не единичный случай. Более того, такой план хорошо покрывает цели стаффирования проекта для клиента при минимальных затратах. Несмотря на то, что нагрузка на менеджера проектов значительно возрастает, при грамотном руководстве это пусть к созданию «кузницы кадров» за счёт проекта, привязки кадров к компании (обучение и рост навыка) при сравнительно большей цене покупке специалиста с рынка, и последующая перепродажа, ротация персонала на более требовательные проекты.

Ещё одной причиной такой стратегии является возможность покупки нецелевых кадров для клиента. Так уж получается, что требования к кадрам ваших работодателей или клиентов иногда бывают недальновидны (о чём речь пойдёт ниже), и меньшими затратами для компании (по деньгам и времени) является возможность покупки фиктивных кадров. Скажем, покупка такого рода «обезьян» на проект с параметром «20 лет стажа» (но, возможно будучи весьма посредственным специалистом). Это особо актуально в системе грейдов Junior/Standard/Senior многих компаний, особенно за пределами России, где требования к стажу и реалии немного иные.

Следующей, и, на мой взгляд, главной причиной, являются риски. Постановка задач на проекте для тестирования - это покрытие определённой функциональности и действий. Зачастую процессы можно автоматизировать, особенно в отношении регулярных активностей, регрессионного тестирования, т. е. в процессе тестирования создать ферму, процесс и инфраструктуру, часто масштабируемую, портируемую и переносимую на другие продукты и проекты с минимальными издержками. Сокращение «непосредственной» работы на проекте для тестировщика ведёт к двум следующим следствиям:

  • Тестировщик становится тестировщиком-автоматизатором или он получает новые сферы ответственности и новую нагрузку. В таком случае, его рыночная цена и спрос на него растут, что вызывает риск его ухода или повышение зарплатных притязаний, а это может быть большой проблемой в рамках одного проекта и невозможностью масштабировать и ротировать в компании.
  • Риск перехода системы на сторону заказчика или аутсорса. В случае, аутсорсинговой компании - это риск потери FTE вплоть до потери проекта. Такие риски редко вносятся в риск-планы проектов, хотя косвенным образом управляются через миссию компании и давление топ-менеджмента.

Поэтому этот первый тезис стоит рассматривать как проблему в стратегической перспективе для любой компании, проблему роли тестирования и выстраивания инженерных процессов. Разрешение её, грамотная градация и использования сугубо инженерных кадров, является признаком грамотного руководства и долговременного планирования в компаниях.

Тезис №2: Тестировщик - это инженерная профессия

Из-за мешанины с обезьянами в профессии тестировщиков хватает людей, далёких от инженерной сферы, и не имеющих подчас даже соответствующего технического образования. Это действительно грустно и печально, т. к. квалифицированных ресурсов на рынке тестировщиков сегодня действительно не хватает - грамотные специалисты предпочитают уходить в разработку (в лучшем случая близкую к теме аналитику), а те, что остаются, имеют скудное представление о жизненном цикле ПО, тестировании и языках программирования.

На мой взгляд, любой тестировщик должен обладать техническими знаниями, уверенным владением и хотя бы базовыми навыками администрирования прикладных программ и популярных ОС. Кроме того, тестировщик должен иметь хотя бы базовое представление о языках программирования, уметь читать код хотя бы на интуитивном уровне, а также быстро адаптироваться к новым языкам и программам/средам. Вообще, главные особенности тестировщика - это гибкость и обучаемость. Поэтому, имея опыт в программировании и общее представление о скриптовых языках и языках высокого уровня, человек сможет обучиться и адаптироваться без особых проблем. В идеале требуется знание скриптового языка и основ языка разработки, на котором и базируется проект.

Из всего этого вытекает, что тестировщик обязан уметь работать с кодом. Хотя, в идеале, хороший процесс должен исполняться по модели чёрного ящика. Тем не менее в него, в этот ящик Пандоры, тестировщик должен не бояться заглянуть и помочь разобраться с проблемой разработчику. То есть быть как рыба в воде в системе не только багтрекера, но и контроля версий кода, и быть способным провести ревью кода.

Несмотря на то, что я в подавляющем большинстве случаев слышу мнение, что процесс ревью кода, отладки (дебаггинг) и юнит-тестирования - прерогатива исключительно разработчиков, возьму на себя смелость утверждать, что это неправильный подход. Проблема исходит из недостаточной квалификации тестировщиков и неверного управления жизненным циклом ПО. Возможно, этот подход хорошо работает в маленьких проектах по TDD, но главная сила и возможность обеспечить высокое качество продукта - разбить сферы влияния, ответственности, обеспечить принцип раздельности (dissimilarity).Это сделает процесс разработки более прозрачным, отслеживаемым и позволит скомпенсировать «эффект замыленности глаза» у разработчиков, избежать «трюков» с их стороны.

Ремарка №2

В компании Liebherr Aerospace жёстко выстроены процессы и роли в компании. Чёткое следование специфичным для отрасли итеративным моделям. Тем не менее, инженерное крыло, инженерные должности называются для всех одинаково - Software Engineer. Акцент делается на том, что сотрудник в компании в первую очередь - специалист, инженер в области ПО. Значит, сотрудник должен разбираться в инженерных процессах, процессе разработки, тестирования, схемотехники и т.д. Тем не менее, среди инженеров присутствует обязательное разделение на специализацию: in Test, in Development, in Requirements, и пр.

Так как компания следует жёстко инженерным процессам с целью соблюдения высочайшего качества, каждая часть процесса разделена на независимых участников. На практике это означает, что каждый уровень требований пишется отдельным человеком (группой), дизайн другими, код пишется третьими, юнит-тестирование четвёртыми, функциональное тестирование - пятыми и так далее. При этом, чтобы не дать «заскучать» и «увязнуть» в рутине, людей в проекте стараются вращать по функциям, и, вполне возможно, даже на одном проекте, в разных итерациях инженер, по мере своих возможностей будет покрывать разные обязанности, и охватит различные этапы разработки ПО.

То, что каждый из этапов и типов разработки и тестирования должен покрывать разные люди следует из требований международных стандартов, таких как DO-178B (для авиации), EN 50128 (для железнодорожного транспорта) или ГОСТ Р МЭК 60880 (для атомных электростанций), и обеспечивает, в конечном итоге высочайшую отказоустойчивость на уровне процессов и в том числе в части тестирования ПО.

Тезис №3: Метрики - ерунда, если нет работы в команде

Во время почти каждого собеседования на должность тест менеджера можно услышать вопрос по поводу того, как соискатель собирается выстраивать процесс тестирования и какие метрики с проекта он собирается снимать, какие метрики будет использовать по отношению к себе. На самом деле, вариантов метрик - количественных и качественных - можно придумать немало, но особого смысла они не будут иметь до той поры, пока не будет в проекте эффективности в команде. В команде в широком смысле слова, т. е. как внутри отдела/команды тестирования, так и при взаимодействии с командой разработчиков и заказчиков из бизнеса.

На практике это означает, что бесполезно считать количество разработанных тестов (это метрика прогресса), найденных багов (в худшем случае) показателем эффективности команды тестирования, даже рейт регрессий, даже синтетических метрик на проекте (с использованием критериев важности и трудоймкости), не говоря уж о идиотских (но по-прежнему применяемых и для команды тестирования KSLOC\hour). Для менеджера проекта, возможно, будет неплохой метрикой CPI/SPI как KPI проекта, которая может базироваться на всех обозначенных и собранных тест-менеджером метриках. То есть, достаточно абстрактная и высокоуровневая оценка в зависимости от затраченных усилий и полученного результата. Но при условии, что команды работают как единый организм.

Для тестировщиков это означает, что они связующее, ведущее колесо процесса, которое сделает программное обеспечение работоспособным и соответствующим требованиям. В процессе тестирования это означает как само тестирование, так и предоставление теста повторяемости, документируемости, возможных проблем и решений проблемы (если это видно со стороны тестирования, если хватает квалификации), а так же перепроверку тестирования (VoV). Другими словами, задачей тестирования является как перепрогон и перепроверка всех возможных состояний, так и (в необходимом и достаточном случае) покрытие полной тест-стратегии и тест-плана (по крайней мере то, что обозначено в Quality Gates), вынесение багов и их разрешение через разработчиков ПО и спецификации. Т. е., с момента проверки и обнаружения бага ответственность на нём не «перекидывается» на разработчика, а сопровождается тестировщиком до его разрешения. Грубо говоря, тестировщик отвечает за баги, а разработчик - за фичи.

Тут мы подошли к ключевым различиям между тестировщиком и разработчиком, кои в моей статье получаются очень близки и похожи. Тем не менее, по стилю работы разработчики обычно либо перфекционисты, либо «фичеделы» (которые любят кодить ради кода, функциональности и алгоритмов); тестировщики же - либо педанты, либо автоматизаторы (стремящиеся автоматизировать автоматизацию). Поэтому в проекте тестировщик знает, как правильно сделать, а разработчик - как именно.

Исходя из этого, повторюсь, что главное - это результат, зависящий от единой команды, а не только от метрик в одном прогрессе, скажем, разработки дизайна. И где процесс проседает больше - там и кроется проблема, там и падают реальные метрики, которые уже в контексте работающего синергического проекта обретают смысл. Вполне возможно, что долгая разработка тестов не вина дизайнера, а вина аналитика, транстировавшего требования слишком сложно.

Ремарка №3

Несмотря на то, что описанная мною модель говорит о единстве и взаимосвязанности всех этапов процессов, сегодня тестировщиков правильнее классифицировать всё-таки на разработчиков самих тестов (акцентирующих силы и знания на методологии тестирования) и devops инженеров, обслуживающих инфраструктуру. Сегрегация функций имеет свои плюсы при достаточно большом размере проекта и хорошем финансировании, когда развитие, поддержку и тестирование инфраструктуры можно разнести между инженерами, в идеале - между экспертами-специалистами. Важным моментом является то, что тест-инженер всё-таки в первую очередь инженер, разработчик в тестировании, способный использовать различные инструменты для разрешения поставленной задачи. И только во вторую очередь - эксперт в какой-то определённом инструменте и программе. Знатоков инструментария, возможностей фреймворков правильнее классифицировать как отдельных инженеров, инженеров-инструменталистов (tool engineer).

Тезис №4: Тестировщик - центр процесса разработки ПО


В V-модели разработки ПО наглядно видно, что тестировщик участвует на всех этапах жизненного цикла.

Схожесть разработчика и тестировщика, размазанность границ области при наличии хорошей квалификации - главный показатель интереса в работе тестировщика. Конечно, можно утверждать, что причастность к продукту и его качеству в случае тестирования чёрного ящика является мотивационным фактором, но, на мой взгляд, человек, пришедший в техническую, инженерную область сделал это осознанно, с желанием развиваться и работать над собой. Поэтому возможность расширять свой кругозор, влиять на качество продукта, (пусть даже небольших вещей), проявлять активность, а также накладывать вето на выпуск продукта у тестировщика, по моему мнению, более весомые аргументы за профессию. А раз так, раз хороший тестировщик - не обезьяна, а инженер-исследователь, знаток, принимающий участие на почти на всех этапах жизненного цикла по (в отличие от ролей аналитиков, дизайнеров, разработчиков, и технических писателей), ответственный за качество продукта (не процесса, это к QA, так что под «качеством продукта» будем подразумевать соответствие заявленным и утверждённым требованиям и стандартам, чеклистам и прочая), то для поднятия качества продукта и развития себя, как специалиста, тест-инженер должен проявлять активную позицию. Он знает, как улучшить продукт. Знает, что такое «достаточно хорош», и как его, продукт или процесс, таким сделать, инициировать движение как инженера-разработчика, так и других команд и даже компаний. Например, в любых проектах бывают моменты простоя, который может быть допустим со стороны руководства. Обычно в это время сотрудники решают личные проблемы или занимаются самообразованием. В отношении работы разработчик может заняться рефакторингом, поизучать алгоритмы и перенести на свои проекты. А что делать тестировщику? Осваивать новые средства тестирования? Он-то ничего не делает без изначального пакета от разработчиков/аналитиков. В действительности, он может заняться автоматизацией своей деятельности или улучшением продуктов, им используемых, даже если он далёк от инфраструктуры и devops.

Ремарка №3

В Liebherr Aerospace жёсткий процесс резко ограничивал использование любых инструментов и жёстко формализовал процесс разработки и тестирования, т. е. простора для автоматизации оставалось не так много - даже вмешательство в багтрекер было запрещено. Тем не менее, такой процесс, как подготовка документации, был в такие периоды автоматизирован, пусть и с использованием не находящегося под запретом VBA для MS Office. А для процесса код ревью можно было улучшить статические анализаторы кода. Они не совсем удовлетворяли стандартам на проекте и порождали лишние сообщения, которые не фильтровались даже элементарным grep. Тем не менее, чтобы уменьшить время на ручное ревью кода, в рамках простоя мы работали на перспективу, улучшая сторонний продукт, такой как статический анализатор, подготавливая набор кейсов для него для имплементации нужных нам проверок.

Тезис №5: Тестирование - не место для фиксации на ключевых словах

Последней и самой странной темой, на мой взгляд, является весьма смутное представление о тестировании (даже о теории, не говоря о практике). Во многих компаниях отделы тестирования не оправдывают надежд, в некоторых даже дискредитировали себя и функционируют на малую часть от своей потенциальной эффективности по ряду факторов. Проблема проистекает как из-за отсутствия школы, так и из-за некомпетентности менеджмента. Ситуация весьма плачевная в отраслях, отдалённых от IT, даже где «деньги - не проблема» - там задачи ставятся по принципу «повысить качество продукта». Даже в IT-компаниях, где есть общее представление о процессах, есть целый ряд проблем, связанных с фиксацией на определённых ролях или инструментах, хотя к тестированию, повторюсь, такой подход плохо применим.

В одном из крупных инвестиционных банков, в котором у меня проходило собеседование, было схожее требование на позицию тест-менеджера: «повысить качество и уменьшить брак». Любую задачу можно решить. Хотя под покровом задач скрывается координация отделов по ряду различных продуктов, составление планов тестирования, организация тестирования, работа с разработчиками, составление базы кейсов и прочая. В действительности, ответственность за качество продуктов в компании логично взять на себя какому-нибудь «директору по качеству», оно же QA Director, а не просто руководителю отдела тестирования. Однако тут дело упирается в полномочия, которых на этой позиции нет, и в отсутствие группы, которая не планировалась вовсе (которая могла бы помочь тому-тому тому-то). То есть в компанию нужен человек-оркестр без команды. Разгадка тут простая: менеджмент ищет по ключевым словам, и считая качество в аббревиатуре QA панацеей от всех проблем, хотя она лежит в сфере стратегического топ-менеджмента и процессов, которые нужно спускать сверху с соответсвующими полномочиями и ресурсами.


В идеале управление качеством (QA) и тестирование две .

Проблема системная, т. к. весьма неплохо, когда HR ищут по ключевым словам вроде «нагрузочное тестирование», «функциональное». Но когда в процессе рассмотрения делается акцент не на навыки тестирования, не на активность и гибкость кандидата, а на конкретный инструмент - это уже проблема, особенно когда никакого тестирования нет в помине (есть обезьянничество), и не факт, что требуемый инструмент эффективнее того, который знает соискатель. Проблема в том, что знание мелкого нюанса или инструмента, на освоение которого уйдёт несколько часов, ставится во главе угла, выше знания языков программирования или теории. В одном из интервью было достаточно смешно было отвечать на вопросы: «назовите какую-нибудь книгу по тестированию» и, ответив про Сэма Канера, услышать: «мы такого не знаем, а про жизненный цикл бага что-нибудь читали?». Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Грустно, когда HR сообщает об отказе из-за отсутствия опыта у кандидата, хотя дело к неправильном расставлении акцентов.

Найти хорошего тестировщика - большая проблема, т. к. инженер-тестировщик - это, в идеале, человек, который разрешает технические проблемы, связанные с разработкой ПО, эдакий problem solver. Такому человеку, помимо технических навыков очень важно иметь внимательность, пытливый ум, быть активным и уметь донести мысль и отстоять свою точку зрения на любом уровне.В каком-то роде, тестировщики - это исследователи из мира разработки ПО. Поэтому в руках инженера-тестировщика легко узнаваемый символ - лупа (линза), наблюдающая за жучками. Как нельзя лучше характеризует она работу тестировщика: используется как по прямому назначению для выявления дефектов, так и для «прожигания дырочек», с её помощью можно добывать огонь и даже, имея целую систему линз, наблюдать за звёздами. Главное - уметь это делать.

Ремарка №5

В компании Intel главенствует подход, в котором инструменты выбираются из предпочтений сотрудников на проекте. Это означает, что, в целом, неважно, какой инструмент и язык выбрать для решения задачи, главное - её решить. Сосуществование трёх разных тест инженеров, пишущих на трёх разных языках вполне допустимо, если проблема решается, решается эффективно и накладные расходы на поддержку разумны, а процесс документируется. Кроме того, многие используемые инструменты являются бесплатными, open-source или собственной разработки. На сегодняшний день существует огромное количество инструментов, с помощью которых возможно решать разнообразные задачи, и выбор инструментов не должен ограничивать возможности инженера. Однако, если для задачи действительно требуется использовать какой-то инструмент, отличный от свободно доступного, то при наличии чёткого понимания и обоснования, можно купить и использовать его. Это опять-таки соответствует целям бизнеса - не забивать гвозди микроскопом, не работать эффективно, выжимая максимум из инструментов, если квалификация инженеров позволяет обойтись «малыми потерями». Хорошей альтернативой является также участие в открытых проектах и инвестиции в них для последующего использования для собственных нужд. Такой подход убивает двух зайцев (свои нужды) и задачи и создаёт инструменты для всего общества в свободном использовании.

Вместо выводов

Тестировщик - это больше, чем профессия. Это образ проактивной жизни и стремления эту жизнь сделать лучше для всех посильными и эффективными средствами. Цели тестировщика в отношении продукта наиболее близки к целям бизнеса и стратегической цели компании в отношении этого продукта, и в то же время глубоки внутри компании в роли исследователя. А раз так, то главные его качества - это энергия, знания и гибкость. Но в тоже время работа тестировщика – это не всеобщее знание и ответственность за качество продукта и качество услуг. У тестирования есть границы: с одной стороны ограниченные проектом и требованиями в нём (менеджмент проекта и установленный жизненный цикл программы), и с другой – процессами, за которые отвечает QA. Но о различия QA от тестирования совсем другой разговор.

Направление тестирования быстро развивается. Если ещё несколько лет назад можно было практически без знаний и опыта устроиться работать ручным тестировщиком и учиться непосредственно на работе, то в 2018 году сделать так уже сложнее. Ниже представлен минимальный список того, что надо знать для работы тестировщиком — или QA-инженером, как всё чаще называют представителей нашей профессии — а не мартышкой, которая просто тыкает в кнопки.

Задача тестировщика — убедиться, что все функции продукта, описанные в функциональном задании, работают так, как ожидается. Ошибки работы, или баги, он выявляет разными видами тестирования. На баги проверяется и дизайн, и фронтенд, и серверная часть — и не раз. Если вы хотите заказать у нас мобильное приложение, можете положиться на наш отдел качества, где работают одни из самых придирчивых людей компании. Обсудить сотрудничество можно после того, как вы заполните .

Каковы главные человеческие качества тестировщика

  • софт-скиллы. Считаю, что они важнее хард-скиллов. Последние можно развить или вызубрить, а вот с гибкими навыками чаще всего рождаются. Коммуникация в нашем деле — чуть ли не основная часть работы, и умение находить общий язык даже с теми, кто вызывает неприязнь, крайне важно;
  • умение грамотно излагать мысли устно и письменно. Так как мы пишем много разных репортов, это тоже очень важно. Невнятная писанина может сильно усложнить работу всей команде;
  • проактивность и готовность брать ответственность. Нельзя просто сидеть и ждать, пока тебе скажут, что делать. Важно понимать, что ты — часть команды и твоё действие или бездействие напрямую влияет на качество продукта и, как следствие, на компанию;
  • планирование своего времени с помощью календаря, таск-трекера, ежедневника или блокнота. Важно заранее видеть, где в работе могут быть простои или перегрузы, и принимать шаги, чтобы их сгладить.

Что должен знать и уметь тестировщик

Мы собрали перечень ключевых навыков и умений тестировщиков ПО. Итак, тестировщик должен:

  • владеть английским на уровне чтения;
  • обладать терпением, внимательностью и способностью смотреть на одно и то же с разных точек зрения. Это самое важное;
  • знать, что такое юзер-стори , чек-лист и тест-кейс , уметь правильно их составить;
  • понимать, какие виды и типы тестирования бывают и когда надо их применять. Поможет разобраться: «Тестирование программного обеспечения — основные понятия и определения» ;
  • знать, как пользоваться баг-трекером. В это YouTrack , но если научился пользоваться одним — считай, что научился пользоваться всеми;
  • владеть техниками тест-дизайна, как минимум анализом классов эквивалентности и граничных значений и диаграммами переходов состояний ;
  • иметь общее представление о гайдлайнах iOS и Android ;
  • быть опытным пользователем как минимум одной из ОС;
  • понимать принципы клиент-серверного взаимодействия ;
  • тестировщик ПО должен уметь разобраться с продуктом при отсутствии документации;
  • работать с IDE (Xcode /Android Studio);
  • снифферить и модифицировать трафик через Fiddler /Charles ;
  • конструировать запросы в Postman ;
  • знать, для чего нужен browserstack ;
  • создавать эмуляторы в Genymotion, Android Studio, Xcode;
  • иметь или развивать чувство прекрасного. Тут может помочь бюро Горбунова ;
  • понимать, что такое кроссплатформенные приложения и чем они отличаются от нативных. Поможет разобраться: ;
  • работать с виртуальным окружением VirtualBox и Vagrant ;
  • понимать принцип работы и знать основные команды Git. Поможет разобраться: «Основы Git» ;
  • уметь пользоваться инструментом для разработки тестовых сценариев Selenium IDE ;
  • понимать как работает инструмент нагрузочного тестирования Yandex Tank и уметь его настроить.

Приятный плюс, если вы:

  • обладаете навыками автоматизации при помощи Appium , Katalon studio ;
  • имеете глубокие знания Selenium WebDriver ;
  • умеете организовать нагрузочное тестирование при помощи Apache jMeter ;
  • знаете, как провести тестирование безопасности для мобильного или веб-приложения.

C чего может начать новичок

Разберёмся, как стать тестестировщиком программного обеспечения с нуля и что требуется знать начинающему тестестировщику. Перечень книг и полезные статьи, которые стоит почитать:

  • «Тестирование дот ком» Романа Савина. Книга не новая, но даст базовые представления о специализации;
  • Tap into mobile application testing , Jonathan Kohl. Книга о специфике тестирования мобильных приложений;
  • гайдлайны

Алексей Сёмин

Руководитель отдела тестирования компании Globus, которая занимается разработкой мобильных приложений и сайтов для крупных заказчиков, таких как «Яндекс», «Лаборатория Касперского», ABBYY, Rutube, «СТС Медиа», HeadHunter, «ТНТ Клуб», «Связной Трэвел», «PPF Страхование жизни», VimpelCom и других. Более шести лет в профессии. Прошёл весь путь от junior-тестировщика до руководителя отдела.

Мой путь тестировщика начался с любопытства. С самого детства я занимался сборкой компьютеров и установкой ПО, в ходе работы регулярно возникали вопросы: «Почему не устанавливается? Почему не работает?». В этот момент я подумал, что хочу стать тестировщиком, заниматься выпуском качественного ПО и узнать ответы на все эти вопросы.

Ниже я хочу рассказать будущим QA-специалистам о том, что их ожидает в начале карьеры, и дать несколько советов из своего опыта.

Собеседование

Junior-тестировщику не очень сложно пройти собеседование. От него не ждут глубокого знания теории и инструментов для тестирования. При собеседовании таких кандидатов мы обращаем внимание на скорость и живость мышления, свежий и нестандартный подход к решению задач.

Например, задаём необычные вопросы, чтобы посмотреть, как мыслит человек:

  • Самолёт вылетает из точки А в 17:00, а прилетает в точку Б в 19:00. При этом находится в полёте три часа. Почему такое может быть?
  • Как сделать так, чтобы, получив обновлённое приложение, конкуренты не смогли узнать его новые функции?

Будьте готовы и к самому обычному заданию - протестировать простой предмет: лист бумаги, карандаш, сетевой фильтр и тому подобное.

Также для собеседования будет полезно:

  1. Изучить виды тестирования: функциональное и исследовательское тестирование, автоматизированные тесты (включая инструменты для него), нагрузочное и стресс-тестирования, smoke-тестирование.
  2. Дополнительно почитать о приёмочном тестировании и его критериях.
  3. Если мы говорим о тестировании веб-приложений, то это браузерная консоль и её работа, количество и версии браузеров, разрешения мониторов, инструменты тестирования вёрстки (pixel perfect).
  4. Если мы говорим о мобильных приложениях, это виды платформ, эмуляторы, monkey testing. Не забудьте о планшетах.
  5. Изучить виды баг-трекеров. Самые популярные: Jira, BugZilla, RedMine, Mantis. Посмотрите, как они работают, в чём их особенность.
  6. В перспективе - инструменты Jmeter, Postman, Charles. Они не очень сложны в освоении на базовом уровне.

Первый рабочий день

Первый рабочий день проходит стандартно: выдают компьютер, который нужно настроить, установить рабочие программы. Системный администратор готовит доступы к почте и корпоративным внутренним программам.

Не стоит спрашивать, где установить Skype, использовать в нём ник со школьных времён gangsta_666 или забавную картинку. Используйте в нике сочетание имени и фамилии, например ivansmirnov или smirnovivan, поставьте свою обычную фотографию.

Важный шаг в подготовке к рабочему дню - знакомство с баг-трекром, который использует компания. Об этом стоит поинтересоваться заранее: изучите статьи, посмотрите обучающие видео. Вы сэкономите время коллег и сами будете чувствовать себя увереннее.

Первое задание

Вам будет предоставлен первый проект для погружения. Советую ознакомиться с историей баг-трекера и посмотреть, какие дефекты уже встречались или чаще всего встречаются. Сможете для себя сформулировать статистику и будете понимать, на какие моменты стоит обратить больше внимания.

Проявляйте инициативу. Если вам не дали чек-лист приложения, не ждите, а попросите его у ментора. Если в организации нет чек-листа, вы можете составить его сами. В нашей компании чаще чек-лист составляют в «Google Таблицах ». Ниже мы привели пример такого чек-листа - вы сможете составлять свои по его примеру.

Коллеги будут удивлены, если составите чек-лист в виде , например в Xmind.net .

Чек-лист для тестирования Pokémon GO

Одним из первоочередных видов тестирования для начинающего QA-специалиста, возможно, станет прохождение по чек-листам, тест-кейсам более старших специалистов. Этот этап необходим для более быстрого погружения в проект. Для наращивания тестовой базы новичок может сам расширять этот чек-лист. Junior-тестировщики в рамках обучения написанию чек-листов подготовили лист для тестирования приложения Pokémon GO. Тут описаны только позитивные кейсы.

Первый баг в трекер

Описание багов в разных компаниях может различаться, но в целом есть принципы хорошего тона.

Тема

В ней описывают проблему несколькими словами. Лучше, если она будет начинаться с отрицания: «не работает», «не происходит», «неправильно» и прочее. Например: «Не происходит синхронизация с сервером на iPhone 6», «Не работает воспроизведение видео в Nexus 5».

Сценарий

Пошаговое описание воспроизведения бага. Обращайте внимание на предусловие и знаки, которые предшествуют багу (например, загорелась красная кнопка слева).

Дополнительно можно приложить скриншоты с указанием мест, на которые стоит обратить внимание (можно использовать приложения Joxi , LightShot и другие), для более сложновоспроизводимых багов - записать видео. Когда наберётесь опыта, можете снимать и прикладывать логи.

В конце сценария указывается среда, в которой проводилось тестирование: версия приложения, прошивка девайса (Android 6.0.1, iOS 9.3.2). Если это веб-приложение, дополнительно укажите версию браузера.

Назначение бага

Далее нужно назначить на кого-то баг. Узнайте у менеджера проекта или ментора, на кого вешать данный баг, кто из разработчиков за какую область проекта отвечает. Так вы познакомитесь с командой, чтобы в будущем самому назначать баги.

Проставление критичности

Виды критичности багов в большинстве трекеров представлены следующим списком:

Immediate (Blocker)

Блокирующая ошибка. Приводит приложение в нерабочее состояние, в результате которого дальнейшее взаимодействие с тестируемой системой или её ключевыми функциями становится невозможным.

Crit - Urgent

Критическая ошибка, нарушена ключевая бизнес-логика. Проблема приводит к временному падению сервера или приложения без возможности её решения. Устранение проблемы необходимо для тестирования.

High

Значительная ошибка, нарушена часть основной бизнес-логики. Ошибка не критична, есть возможность для работы с тестируемой функцией, используя другие входные точки.

Normal

Незначительная ошибка. Не нарушает бизнес-логику тестируемой части приложения, очевидная проблема пользовательского интерфейса и локализации.

Low

Тривиальная ошибка, не касается бизнес-логики приложения. Проблема сторонних библиотек или сервисов, плохо воспроизводится, малозаметна ввиду пользовательского интерфейса.


Самообучение

О важности самообучения все прекрасно знают - мои наставления будут банальны. Так что сразу к делу.

  • «Тестирование DOT COM», Роман Савин - очень полезное пособие, практически настольная книга начинающего тестировщика. Содержит в себе львиную долю знаний для того, чтобы начать тестировать и успешно отвечать в ходе собеседования на вопросы, касающиеся технико-теоретической части.
  • «Как тестируют в Google» - более глубокая книга, описывающая организацию процессов, различные стратегии и подходы к тестированию. Книга помогает понять, что такое качество, как и на каких этапах на него можно влиять.
  • «A Practitioner’s Guide to Software Test Design», Lee Copeland - в книге расписаны виды тестирования как «белым», так и «чёрным» ящиком. Перечислены различные техники тестирования, а также то, как ими пользоваться и когда лучше применять. В книге можно найти интересную статью об исследовательском тестировании, которая очень полезна для начинающих тестировщиков.

Коллеги, напишите в комментариях названия интересных книг для тестировщиков. Уверен, всем будет полезно.

Заключение

В заключении хочется добавить,что выпуск качественного продукта - процесс нелёгкий и небыстрый. Нужно уметь отстаивать своё мнение в переговорах, убеждать разработчиков делать правильно, а не на «костылях», понимать, как сделать функциональность более удобной для пользователей.

Это лишь часть нужной информации для начинающего тестировщика. Всё остальное придётся в боевых условиях искать в интернете, потом спрашивать у коллег. Не надо стесняться задавать вопросы и часами гуглить, зачастую ответ на один вопрос сэкономит вам немало времени в будущем.

© 2024 yandexzenhelp.ru
Компьютерный мир